ЛОГОТИП

А.И.АУДИТ-СЕРВИС
Мы помогаем управлятьАудиторско- консалтинговая компанияС 19993 г.
О КОМПАНИИ
НАШИ ЦЕННОСТИ
НОВОСТИ
УСЛУГИ
СЕМИНАРЫ
КЛИЕНТЫ
ВАКАНСИИ
ПАРТНЕРЫ
МЕЖДУНАРОДНАЯ 
АССОЦИАЦИЯ IAPA
ENGLISH
 
Контакты

Москва, ул .Усачева д. 62, стр. 1, офис 24

Телефон/факс: (495) 789 6362

E-mail: edu@aias.ru

Схема проезда

(файл в формате.JPG   49 КБ
открывается в новом окне)


Компания ОРГБИЗНЕССИСТЕМС

Смирнов С. Е.
генеральный директор
"А. И. АУДИТ-СЕРВИС"

Сидите и ждете кризис? Смотрите,… дождетесь!

А что же, собственно, произошло? Давайте разбираться.
Стало тяжело с деньгами, процентные ставки по кредитам растут, не только покупатели, но и  партнеры задерживают платежи. С одной стороны руководство страны говорят как один о том, что масштабного кризиса в России не будет , с другой – автогиганты  сокращают производство, девелоперы, а за ними и строители «замораживают» проекты, массово увольняют персонал, а кто не увольняет – сокращает бонусы. Что будет – непонятно.

Объективности ради надо сказать, что в инвестиционной сфере, и, правда, все уж совсем плохо. Я имею в виду ту инвестиционную сферу, которая занималась спекуляцией финансовыми инструментами и лопнула в один день (но, ничего, оживет), а не ту, которая инвестировала средства в реальные объекты, – там, конечно, тоже не сахар, ведь начатые объекты надо как-то заканчивать или, на худой конец, продавать, а конъюнктура рынка сейчас, сами понимаете…

В этот момент самим банкам срочно понадобились деньги, или как модно нынче говорить – ликвидность, чтобы рассчитаться с собственными долгами. А взять негде – даже на «межбанке» кредиты подскочили в цене колоссально – государство же не всем дает деньги. Отсюда и попытки досрочно вернуть уже выданные кредиты, не дать новые, а если и дать, то уже под совсем другие проценты.

Хуже всего то, что это, скорее всего, только начало. И увольнением персонала тут, боюсь, не обойтись.

Скажите честно, свой персонал уволили «под шумок»? Надо же на чем-то экономить во времена «тяжелого финансового кризиса»! Господа Headhunter’ы, ведь, правда, сейчас гораздо легче стало разговаривать с соискателями? Неожиданно закончился период «террора персонала», когда подавай им и гарантированный оклад, размером с Mercedes, и еще и бонус со страховкой и фитнесс клубом. Как-то скромнее все стали.
Однако, худшее, похоже, еще впереди. Четвертый квартал уходящего года большинство выдержит, либо на своих запасах, либо на государственных деньгах, которых, как известно, в конце года в изобилии водится в нашей стране. А в первом квартале года грядущего запасы могут постепенно кончиться.

На этом фоне уже стали появляться разнообразные прогнозы. Уже сейчас начал ощущаться повышенный спрос на готовую коммерческую недвижимость – в бизнес среде и на товары, на которые было жалко денег до этого – в потребительском секторе. Так и до паники не далеко. Еще немного и начнет паниковать уже много народу, включая Ваших же сотрудников, которые пока пребывают в «режиме ожидания» чего-то.
Что делать будем?

Некоторые консультанты в связи с этим говорят: «Давайте срочно проводить стратегическую сессию. Менять стратегию!» Ну, Бог с ними, с этими «некоторыми» консультантами. Они вечно пытаются превратить мышей в ежиков, как в известном анекдоте (я, ведь, тоже консультант и знаю «вопрос» изнутри). Но когда начинаешь слышать это от собственников бизнеса, переживших не один настоящий кризис, начинаешь думать: «да, расслабились ребята не на шутку!» Полнейшая деморализация. Один из таких собственников сказал: «Уехал бы, да непонятно где будет лучше». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

А зачем, собственно, менять эту самую стратегию? Давайте и в этом разбираться.
Что у Вас написано в стратегии? Расширять рынок сбыта, повышать эффективность производства за счет применения новых технологий, сокращать затраты? Наверняка.

Начнем с конца. Затраты мы уже начали сокращать – персонал ведь уволили? Или пока просто бонусы сократили? В любом случае – подешевле стало. Так давайте продолжим работу в данном направлении. Здесь панацеи, конечно, быть не может, но кто нам мешает повнимательнее присмотреться к структуре наших затрат. Массу интересных вещей можно там увидеть: собственный (ведь мы так давно этого хотели!) склад размером 2 гектара, из которых задействована хорошо, если половина – пустите арендаторов, с ними, конечно, проблем «выше крыши», но ведь деньги как-никак платят. А если и все 2 гектара заняты – посмотрите, что Вы там храните, грусть, да и только. А давно вы задумывались над тем, сколько Вы платите за отопление площадей, которые не используете, боясь грозного дядьку с разводным ключом, который придет и перекроет Вам доступ к ресурсам, если Вы не заплатите за них вовремя? Может быть, стоит «напрячь» главного инженера, или он у Вас в фитнесе?

А другие накладные расходы? Сколько процентов себестоимости они занимают – 20,30,50 или больше? Посмотрите на них – там, наверняка, есть хороший резерв. Например, нужно ли полностью осваивать запланированный рекламный и инновационный бюджеты или где-то сэкономить слегка? Ну, может, про инновации я и перегнул, но об этом мы поговорим чуть ниже.

Посмотрите заодно и на Ваш бюджет на обучение персонала. Многие его уже сократили «как класс». Давайте задумаемся, а не лучше ли именно сейчас «поднатаскать» тот костяк Ваших людей, на котором в действительности держится весь Ваш бизнес.
Говоря о консультантах, единственное, пожалуй, в чем они сейчас могут быть полезны – это с некоторой долей трезвости взглянуть вместе с Вами на Ваши же расходы и цинично предложить их урезать. Будьте уверены – консультанты помогут хотя бы обосновать причину сокращения тех или иных расходов – все же легче.

Разобрались с расходами, поговорим про деньги. Вы ведь не уволили еще финансового директора? Он, конечно, уже успел предаться разврату дешевых овердрафтов, и не держит ни копейки на депозитах, ну да ладно, не до того сейчас. В нынешней ситуации слово «бюджетирование» может превратиться для Вас из недешевой забавы для повышения инвестиционной привлекательности бизнеса в реальный инструмент управления уже Вашей ликвидностью.

Хорошо, если система бюджетирования у Вас уже есть и неважно, по большому счету, сделана ли она в Excel, 1С, SAP или «на коленке» - пользуйтесь, не обманывайте сами себя. Посмотрите на реальные перспективы прибыльности Ваших центров прибыли (или продуктового ряда) в ближайшие несколько месяцев, и не слушайте в данный момент никого, особенно руководителей этих центров – потратьте на это время, займитесь сами.

Ответьте себе на вопрос: действительно ли Вы сейчас тратите деньги на повышение эффективности производства за счет новых технологий. Если да, то Вы большой молодец. Если Вам хватит на это времени и денег – Вы выйдете победителем из этого кризиса.

А вообще, похоже, выживет тот, кто сумеет сохранить своих клиентов и продажи своего продукта на приемлемом уровне в течение всего 2009 года, а, еще лучше, и 2010 года тоже, удержав себестоимость и не погибнув под гнетом «кредиторки» на фоне растущей «дебиторки». Помните эпоху взаимозачетов из 90-х годов прошлого века? Тоже, кстати, один из вариантов финансирования собственной деятельности.
Таким образом, наш ответ кризису оказался очень прост – взвешенный подход к сокращению расходов и качественное бюджетирование. А если еще и на какие-то инновации хватит сил и денег – то Вам равных просто не будет, и Вы выполните еще один из пунктов Вашей стратегии – расширение рынков сбыта.

Так что не сидите и не ждите кризиса, а то сами знаете… дождетесь!

 

 

наверх Up



Rambler's Top100
АУДИТ-СЕРВИС
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на www.aias.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на info@aias.ru